Советы родителям будущих первоклассников

Советы родителям будущих первоклассников

  • Дайте понять ребенку, что завтра его ждет великое событие: будет праздник, цветы, музыка, поздравления. Помогите ребенку собраться в школу. Главное, чтобы ничего не было забыто, а то первый день будет испорчен.
  • Не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Вообще старайтесь не допускать отрицательных оценок ребенка: не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимистическими типа «У тебя все получится», «Терпение, и труд все перетрут» и т.п.

Чаще спрашивайте, не «Какую отметку ты получил?», а «Чем ты занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?»

Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой — «Это тебе не детский сад…». Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.

  • Помните: «первое сентября» не только ответственный момент, но и праздник. К возвращению ребенка из школы накройте стол, пригласите родственников, приготовьте подарок.
  • Обязательно подробно расспросите первоклассника, как прошел первый день, с кем он познакомился, с кем подружился, с кем сидит за партой, что нового узнал, какие были уроки. Спросите обо всем этом, даже если знаете все сами из других источников. Это вы делаете не для себя, а для своего ребенка.
  • Все недоразумения с учителем, возникшие в первые дни учебы, должны быть тут же выяснены.
  • Если первоклассник первый — второй день является домой в слезах, срочно, не откладывая, идите в школу. Такие вещи на самотек пускать нельзя! Чем раньше вы разберетесь в причинах, тем лучше!
  • Начало интенсивной умственной деятельности требует полноценного питания. Приготовьте поливитамины, соответствующие возрасту ребенка Они ему необходимы, несмотря на осеннее «фруктово-овощное» время.

Советы «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки, поучений, взаимных обид?”

  • Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  • Не торопите, умение рассчитать время — ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  • Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
  • Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  • Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте его ведь это не займет много времени.
  • Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  • Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  • После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
  • Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».
  • Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  • Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  • Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  • Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

 

БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Вера Дробышева, психолог

Как-то совсем неожиданно пришло время, когда Вашему ребенку уже пора идти в школу. Волнующий и торжественный момент. Может быть, Вы уже целый год и даже больше ходили на подготовительные курсы или на развивающие занятия. И теперь будущий первоклассник уже умеет считать, читать и даже писать. Это, безусловно, поможет Вашему ребенку войти в сложный школьный ритм и адаптироваться к нему. НО это еще не все. В первом классе детей в любом случае будут учить основным школьным действиям. Легкой обучаемости ребенка сильно поможет развитие основных психических функций: ощущения, внимания, памяти, мышления, воображения. Хороший объем памяти и устойчивое внимание позволят ученику понять и усвоить материал. Находчивость, смекалка и воображение помогут найти решение в нестандартной ситуации. Ведь наша задача не только в том, чтобы вложить в головку маленького человека знания, а научить его ими пользоваться.

Для этого предлагаю Вам несколько простых, но очень эффективных способов развития Вашего малыша в игровой, интересной форме.

  • Бонжур, месье!

Цель: развитие внимания, памяти, реакции

Количество игроков: 2-4

Дополнительно: колода карт

Раздайте всю колоду игрокам и договоритесь, какие действия вы будете совершать при определенной карте. Например, в нашей игре, увидев валета, мы должны были воскликнуть «Бонжур, месье!», если видели даму — «Бонжур, мадам!», короля — «отдать честь», т.е. приложить руку к голове, а когда выпадал туз — накрыть его ладошкой.

Игру можно упростить: только хлопать рукой по валету. Игроки играют вслепую, т.е. никто не видит своих карт. Кладут свою стопку перед собой и ходят верхней картой, а добытые кладут снизу. Ходит первый игрок, открывает свою карту и кладет на середину стола. Если попалась картинка, играющие выполняют действия, соответствующие этой картинке.

Кто выполнил первым, забирает карты себе. Играющие по очереди открывают по одной карте и кладут их друг на друга посередине стола.

Игра должна проходить в быстром темпе и продолжаться до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока, а остальные не останутся без карт.

  • Вам барышня прислала

Цель: развитие слухового внимания, находчивости

Ведущий начинает с правил: «Вам барышня прислала кусочек одеяла, велела: не смеяться, губки бантиком не делать, Да и Нет не говорить, черное с белым не носить, Р не выговаривать. Вы поедете на бал?» После этого ведущий задает разнообразные вопросы игрокам, а те отвечают, пытаясь не нарушить оговоренные правила.

  • Рисунок на спине

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания

Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

  • Летела корова

Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стих, в такт хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова, следующий вторую, и так до конца. Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

  • Волшебное слово

Цель: развитие внимания, вежливости

Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. — Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу.

Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

  • Солдат и тряпичная кукла

Цель: релаксация, саморегуляция

Детей нужно обязательно учить чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Это развивает их возможность контролировать себя.

Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу — вытянувшись в струнку и замерев. Потом вы произносите следующую команду — «тряпичная кукла». Дети должны максимально расслабиться, представить, что их тело мягкое, податливое, руки болтаются, спина немного наклонена вперед. Чередовать необходимо несколько раз и заканчивать на стадии расслабления.

  • Работа со сказками

Обязательно читайте вместе с детьми сказки и детские истории. Обсуждайте и пересказывайте прочитанное. Придумывайте новые окончания известных сказок. Сочиняйте свои собственные коротенькие сказки и истории. Рисуйте иллюстрации к сюжетам. Это очень хорошо отражается на общем уровне развития ребенка, его воображении и на Ваших с ним отношениях.

Кроме этого, старайтесь как можно больше играть с детьми в обычные доступные игры — домино, лото, шашки, шахматы, собирайте пазл, конструкторы, лепите из глины и пластилина. Развитие психомоторики существенно облегчит задачу обучения письму.

Главное, чтобы и Вам и Вашему ребенку было весело и интересно вместе. Тогда это обязательно пойдет на пользу!

Рекомендованный сайт с развивающими играми для детей: http://childish.fome.ru