Рекомендации для родителей «Использование мнемотехники в разучивании стихов»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА. Использование МНЕМОТЕХНИКИ в разучивании стихов.

При заучивании с детьми стихотворений, мы, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

  • Потеря, искажение смысла стихотворения;
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную          форму;
  • Длительность процесса заучивания (запоминания);
  • Припоминание, в результате которого, теряется интонационная выразительность;

Всё это снижает интерес у детей.

Почему это происходит?

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

В речи детей существует множество проблем ,таких как :

—   ограниченный словарный запас,

—   грамматически неправильное построение фразы,

—   фонематическое несовершенство,

—   отсутствие навыков культуры речи.

Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. .

Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят   мнемотаблицы
. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется следующие размеры таблиц:

для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки ,  на 9 клеток ;

для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток ,  на 16 клеток;

для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16  клеток,  на 25 клеток.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ:

 

.1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

  1. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ.
  2. РАССМАТРИВАНИЕ ГОТОВОЙ ТАБЛИЦЫ (СОЗДАННОЙ ВЗРОСЛЫМ).
  3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВЗРОСЛЫМ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ.
  4. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ. САМИМИ ДЕТЬМИ С НЕБОЛЬШОЙ ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО.
  5. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЕТЬМИ С ОПОРОЙ НА СХЕМУ.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ

СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ:

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ .
  2. БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ.
  3. КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТА: НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ, ПОЗДНЕЕ – САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТЬМИ.
  4. ПРОГОВАРИВАНИЕ ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА ТАБЛИЦУ
  5. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ БЕЗ ТАБЛИЦЫ

 

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об

окружающем мире.

  1. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает,

что это совсем не трудно.

  1. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  2. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

 

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.