Рекомендации для родителей «Учим детей пересказывать»

Учим детей пересказывать

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Умение пересказывать готовит детей к освоению учебного материала в школе.

На одном из занятий по развитию речи дети снова учились пересказывать. Читали рассказ В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (текст приведен ниже). Предлагаю вам с детьми еще раз прочитать этот рассказ, вспомнить план и пересказать текст.
Алгоритм работы с пересказом

1) Прочитать 1 раз.

«Какие моменты понравились?». Обсудить возможные непонятные слова, как их понимает ребенок, сказать верное значение. Обратить внимание на сравнения, красивые обороты речи, красивые описания (например: какое было яблоко? — нежное, белое, наливное)

2) Составить план.

Спросить, с чего всё началось? Что случилось потом? А дальше что произошло? Чем закончилось?
1. В саду у дедушки Корнея.
2. Миша победил лень.
3. Ещё раз увидеть рассвет.
3) Еще раз прочитать, но по пунктам плана.
Называем пункт плана — читаем эту часть. Потом называем следующий пункт плана — читаем следующую часть.
4) Просим ребенка пересказать. Первое время подсказываем пункты плана. При освоении этого этапа стимулируем ребенка самостоятельно вспоминать очередность событий.

 

Василий Александрович Сухомлинский

Яблоко и рассвет

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

— Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

— Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.

— Нет, дедушка… Лучше завтра.

— Почему?

— Хочу ещё раз увидеть рассвет.