Возрастные психологические особенности развития детей 3-4 лет

  

Уважаемые родители!

Поздравляем вас с началом нового учебного года.

И у вас, и у детей начинается новый период в жизни. Дети начинают образование по программе младшей возрастной группы. У детей поменялся режим дня, увеличилась продолжительность образовательной деятельности. Поменялись и воспитатели. Детям тяжело перестроиться и давайте вместе поможем им освоиться в новой обстановке (смотри «Рабочую программу группы № 7» на сайте http://dou23spb.ru).  

Возрастные психологические особенности развития детей 3-4 лет

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Вам очень важно познакомиться с возрастными психологическими особенностями развития детей. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Особенности психического развития

В  возрасте  3-4  лет  ребенок  постепенно  выходит  за  пределы  семейного  круга,  Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи,  но  и  носителем определенной общественной функции. Желание  ребенка  выполнять такую   же   функцию  приводит  к   противоречию  с   его   реальными   возможностями.  Это противоречие  разрешается  через  развитие  игры,  которая  становится  ведущим  видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной  особенностью игры  является  ее  условность:  выполнение  одних  действий  с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным  содержанием  игры  младших  дошкольников  являются  действия  с  игрушками  и предметами-заместителями.  Продолжительность  игры  небольшая.  Младшие  дошкольники ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение  для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.       В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться  в  пространстве  группы  детского  сада,  а  при  определенной  организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого обучающиеся могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

При этом  преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются  на  основе  целенаправленных  проб  с  учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения воспитанников обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом,  чем  активно  вступают  во  взаимодействие.  Однако  уже  в  этом  возрасте  могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между воспитанниками возникают преимущественно по поводу игрушек. Сознательное  управление  поведением  только  начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями.          Начинает развиваться самооценка, при этом воспитанники в значительной       мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Центральная нервная система. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. Однако она легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.