Консультация для родителей «Речевое и познавательное развитие. Игры и упражнения для детей 3-4 лет»
- Чтение стихотворения «Весна» А.Плещеева
Цель:1.Познакомить детей со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна».
2.Учить называть признаки времен года.
Вопросы перед прочтением:
— Какое сейчас время года?
— Давай вспомним приметы весны.
С опорой на картинки
Небо голубое, ярко светит солнце
Распускаются листочки
Появились первые цветы
Прилетели птицы, строят гнезда, выводят птенцов
Дни стали теплее.
Люди сменили одежду на более легкую.
Чтение.
Алексей Николаевич Плещеев написал о приходе весны.
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Алгоритм работы со стихотворением.
- прочитать.
- Вам понравилось это стихотворение?
- Объяснить непонятные слова. (повеяло, засвищут, лазурь, миновала)
- Рассказать, про соловья (маленькая птица, прилетает весной с юга, красиво поет.)
5.Послушайте еще раз, как красиво автор описывает приход весны (повторное чтение стихотворения).
Чтение и драматизация потешки «Курочка-рябушечка».
Предложить ребенку отгадать загадку.
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
В.: Правильно, это – курочка. А где курочка живет?
Р.: На ферме, в курятнике,
Взрослый: Вот птичий двор.
В.: Кого же мы видим?
Д.: Петушка, курочек, цыплят, гусей, гусят, индюка и т.д.
В.: А как их всех назвать одним словом?
Д.: Птицы.
В.: Какие это птицы?
Д.: Домашние.
В.: Чем домашние птицы отличаются от диких?
Д.: Домашние птицы живут около человека, и человек о них заботиться.
В.: Ребята, посмотрите, какие курочки ждали нас на птичьем дворе?
Д.: разноцветные.
В.: Разноцветные курочки называются – пестрыми. А ласково – рябушечка. Про одну такую курочку-рябушечку даже есть песенка.
–Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
–На речку
–Курочка-рябушечка,
За чем ты пошла?
–За водичкой.
–Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
–Цыпляток поить.
–Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
–Пи-пи-пи, пи-пи-пи!»
Взрослый повторяет песенку, а ребенок отвечает на вопросы, поставленные в стихотворении.
Далее можно организовать драматизацию песенки. Взрослый задает вопросы, а ребенок-курочка отвечает на них. Драматизация повторяется 2–3 раза.
- Игры на развитие грамматического строя речи
«Чего не стало?»
Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Петрушка, мешок.
Ход игры: Перед детьми появляется Петрушка с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«Чего не стало»
Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа
единственного числа
Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.
Ход игры:
Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.
Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало? ». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.
Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.
Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.
«Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
- Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.
- Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья — дерево, утята- утенок.
«Назови ласково»
Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.
Ход: Взрослый объясняет, что они будут играть в «ласковые имена».
Хоровод водили, ласковыми были,
В кружок вызывали, имя называли.
Взрослый показывает предмет (кладет перед ребенком), ребенок называет этот предмет ласково : мячик, куколка, стульчик…
Игры на отработку дыхания и правильного произношения звуков.
Змейка.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Сдуй шарик.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
РАССКАЗЫВАНИЕ.
Описательный рассказ об игрушке.
1.Рассматривание и исследование игрушки (учим сосредотачиваться и рассматривать предмет);
- Беседа с детьми (учим отвечать на вопросы взрослого по описанию предмета о внешнем виде, свойствах и назначении);
- Совместный рассказ (по вопросам).
Описательный рассказ по картине.
Алгоритм:
- Предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.
- Рассматривание картины с помощью вопросов взрослого (выделяется центральный (главный) образ – Кого вы видите на картине? Затем описываются детали)
- Заключительный обобщающий рассказ взрослого, являющийся образцом для детей.
Таким образом, взрослый учит детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
ПРИМЕЧАНИЕ: Можно использовать при наблюдениях. Ребенок описывает, рассказывает, что видит.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Что должен знать ребенок 3-4 лет по математике
- Знать и различать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
- Оперировать понятиями один, много, ни одного, поровну, одинаково.
- Должен знать основные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
- Уметь владеть понятиями: большой – маленький, низкий — высокий, широкий-узкий, длинный-короткий.
- Должен уметь складывать предметы по величине, цвету, форме.
Игры
«Части суток»
Цель: создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности.
Начинаем игру с вопроса: Когда мы спим? (ночь)
Продолжаем: Когда заканчивается НОЧЬ, наступает УТРО. Мы просыпаемся, потягиваемся, умываемся (сопровождаем соответствующими движениями) и . ДНЕМ все ребята играют (хлопают в ладоши) и гуляют (топают ногами). Ну, а ВЕЧЕРОМ, все ребята бегут к маме! (дети раскрывают руки к объятьям). Потом снова наступает НОЧЬ (дети складывают ладошки под щечку, и закрывают ненадолго глаза).
Вариант с картинками. Взрослый показывает картинку с изображением части суток — дети делают соответствующее движение.
Вариант без картинок. Взрослый называет часть суток, ребенок выполняет соответствующее движение.
Когда дети научились по картинкам определять части суток и правильно выполняют соответствующие движения.
«Длинное — короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание.
Перед началом игры заранее раскложить на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Взрослый достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Ребенок с помощью взролого сначала сравнивает пояски, соединив их одним концом и приложив друг к другу. Примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина.
После этого взрослый показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
Игра «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая — вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот — мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».
Дидактическая игра «Широкое — узкое»
Цель: формировать представление «широкое — узкое».
Содержание.
Игра проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски — широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами
Дидактическая игра «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Ход игры. Взрослый заранее раскладывает в разных местах комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Взрослый рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Дидактическая игра «Красивый узор»
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоска, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.);
Ход игры. Взрослый говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и выкладывает на полоску). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь выкладывает на полоску ). Затем взрослый предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование.
Игра «Золушка»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку из одной ёмкости, где находятся разные наполнители переложить их по видам в разные ёмкости.
Оборудование: Ёмкость с наполнителем, разные наполнители.
«Бабочки и цветы»
Цель. Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Описание. Взрослый говорит: «посмотри, какие красивые бабочки. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Посади бабочек в домики. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с тобой играть».
«Малина для медвежат»
Цель. Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Материал: игрушки медвежат (можно взять любые другие), «малина» по количеству медведей.
Описание.
— Медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим слева направо. А теперь угостим их малиной. Сколько медвежат? (много). . Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Всем медвежатам хватило малины? По скольку медвежат и ягод? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
Изучаем основные понятия
Дети дошкольного возраста 3-4 лет должны знать основные понятия: один – много, маленький – большой, высокий — низкий. Ребенок может наглядно запомнить, один или много предметов и сравнить их высоту, рассматривая разные предметы ему будет интересно и познавательно их сравнивать. В игровой форме легко усваивается любая информация. Проговаривайте с ребенком вслух каждое задание.
Рассмотрим следующие картинки один – много:
Рассмотрим следующие картинки маленький – большой.
Рассмотрим следующие картинки низкий — высокий.
Высокое дерево и низкое дерево высокий жираф и низкая лошадь
Упражнения на закрепление материала
Упражнение первое
Рассмотрите следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Какой кубик больше?
Какой кубик меньше?
Маленький кубик какого цвета?
Большой кубик какого цвета?
Упражнение второе
Рассмотрите внимательно с ребенком следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Какая пирамидка больше? Какая пирамидка меньше?
Из каких цветов состоит большая пирамидка?