Возрастные особенности развития
воспитанников 6-7 лет
В сюжетно-ролевых играх обучающиеся подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия обучающихся становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом обучающиеся способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем . Так, воспитанник уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, воспитанник командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то он может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Воспитанники могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе воспитанники в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте обучающиеся уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У дошкольников продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дошкольники не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях воспитанников отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у них развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
В ходе реализации программы подготовительной группы будут решаться следующие задачи:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения;
- способствование гармоничному развитию всех мышечных групп; совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение адаптивности к факторам природной и социальной среды;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- усвоение правил здорового образа жизни, соответствующих собственным индивидуальным особенностям и возможностям.
Перечисленные выше задачи решаются в ходе различных видов деятельности с детьми.: непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей. Подробнее узнать о направлениях работы, проводимой для решения поставленных задач, можно из программы подготовительной группы № 2, размещенной на сайте детского сада.
Взаимодействие детского сада с семьей
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников
- Познакомить с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития; адаптацией к условиям детского сада.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, освоению КГН, правил безопасного поведения дома и на улице.
- Совместно с родителями воспитывать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, инициативы.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности
Направления работы
- Педагогический мониторинг
- Педагогическая поддержка
- Педагогическое образование
- Совместная деятельность педагогов и родителей
Организация работы с родителями на 2020-2021 учебный год
месяц/дата | мероприятие |
Сентябрь | Сбор сведений о семьях воспитанников (анкетирование) |
Информирование родителей с режимом работы и организацией образовательного процесса в группе, через оформление стендовых материалов, папок-передвижек, сайта ДОУ | |
с 07 по 11
сентября |
«Разноцветные букеты» Фотовыставка букетов сделанных совместно родителями с детьми в разных техниках |
Октябрь | Оказание помощи в благоустройстве территории. Субботник |
с 05 по 09 октября | «Золотая осень»
Фотовыставка работ, сделанных совместно родителями с детьми из природного материала. |
Ноябрь | Досуговые мероприятия ко Дню Матери |
Проект «Я — петербуржец» | |
с 16 по 19
ноября |
«С Днем рожденья Дед Мороз!»
Фотоконкурс новогодних открыток, сделанных совместно родителями с детьми в разных техниках и поздравлений. |
Декабрь | Привлечение родителей к пополнению выносного материала и созданию сезонной РППС на площадках, уборка снега. Совместный труд детей и родителей |
Январь | Совместное мероприятие посвященное Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады |
Социальная акция «Покормите птиц зимой» | |
Февраль | Приглашение пап, дедушек на спортивно-музыкальный праздник посвященный 23 февряля – Дню Защитника Отечества. |
Проект «Великий человек великого города» | |
Март | Приглашение мам, бабушек на музыкальный праздник посвященный Дню 8 марта. |
с 8 по 14 марта | Приглашение родителей на Масленицу |
Апрель | Проект «Театр глазами детей»
|
«Загадочный мир космоса»
выставка поделок из бросового материала сделанных совместно родителями с детьми в разных техниках |
|
с 19 по 25 апреля | Неделя открытых дверей |
Оказание помощи в благоустройстве территории ДОУ. Субботник. | |
Май | «Аллея славы героев войны»
Фоторепортаж |
Приглашение бабушек, дедушек на праздничный концерт посвященный Дню победы. | |
Приглашение родителей на праздник
«До свидания, детский сад! |
|
Общее родительское собрание
Повестка:
|
|
Родительские групповые собрания
Повестка:
|
|
Июнь | Участие в экологической акции «Сохраним природу» |
Обо всех изменениях в плане работы информация будет доводиться до вашего сведения заблаговременно!