Консультация для родителей «Как правильно выявить способности ребёнка»

Консультация для родителей

Как правильно выявить способности ребёнка

Помочь выбрать правильный жизненный путь для ребенка смогут только родители!

Все родители представляют своих детей очень талантливыми. И это правда – таланты можно обнаружить у каждого ребенка. Но проблема в том, что нужно правильно выявить и распознать, что именно близко вашему чаду. А еще нужно помочь малышу развивать его природные способности.

Первые задатки ребенок может проявлять уже в возрасте 4-5 лет, а в некоторых случаях повышенный интерес к какому-либо занятию может проявиться гораздо раньше. Например, способность к рисованию или музыке может проявиться в ребенке в возрасте до года. Важно не упустить этот момент и сделать все необходимое для поддержания интереса малыша, развитию его способностей.

В возрасте 10-13 лет способности раскрываются полностью. До этого возраста ребенку интересны разные занятия, и родители часто путают способности с увлечениями. Взрослым, которые абсолютно не видят в ребенке какого-то конкретного таланта, остается посоветовать делать упор на его всестороннее развитие, и малыш непременно найдет себя.

Советы родителям, как правильно выявить способности своего ребёнка.

1.Развивайте интересы малыша, а не свои собственные

Пытаться реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и ожидания — бесполезная затея. Каждый малыш – это индивидуальность, со своими пристрастиями. Поэтому попытки навязать ребенку, который замечательно поет, необходимость играть в футбол, потому что «так захотел папа», заканчиваются неудовлетворенностью, как ребенка, так и родителей.

2.Обеспечивайте всем необходимым

Перед тем, как отдавать ребенка на секцию или в кружок, оцените финансовые возможности. Ребенок занимающийся, например, живописью, будет нуждаться в покупке дорогостоящих красок, кистей и т.д.

Важно иметь возможность предоставить ему все необходимое.

3.Поощряйте все начинания

Чтобы ребенок не отчаялся после мелких неудач и проблем, необходимо хвалить и поощрять его продвижения вперед, несмотря на то, что некоторые вещи пока не получаются. Проявляйте внимание и поддерживайте малыша.

4.Проявляйте интерес к тому, чем занимается ребенок

Поскольку мама и папа являются первыми зрителями и первыми судьями любого творения малыша, им следует проявлять искреннюю заинтересованность и радость первым успехам.

5.Не стоит хвататься сразу за все

Не нужно выбирать путь проб и ошибок. Для ребенка, посещающего в 5 лет художественную школу, в 8 лет – уроки танцев, а в 12 музыкальную школу, наиболее вероятным финалом будет то, что ни одна из сфер не принесет успеха.

6.Не бойтесь отказов

Если ребенок, который обожает рисовать и мечтает стать художником, неожиданно отказался посещать художественную школу, вероятно причина кроется в конфликтах с другими учениками или учителем, неумением находиться в социуме, неблагоприятная атмосфера в классе. Разберитесь в ситуации, прежде чем бросать занятия и зарывать талант.

7.Выберите хорошего преподавателя и тренера

Нередко, успех в творчестве может зависеть от преподавателя. Перед выбором кружка лучше лично пообщаться с педагогом, оценить его как личность.

8.Не ставьте на талант ребенка все свои ожидания и мечты

Нередко случаются ситуации, в которых, ребенок, посещающий, например, художественную школу 10 лет, так и не становится великим художником. В этом нет ничего страшного, ведь ребенок, получал полезные знания и развивался.

Сомневаясь в наличии каких-либо определенных способностей или задатках ребенка, посетите консультацию психолога. Специалист поможет выявить склонности малыша.

Как определить способности ребенка самостоятельно

Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.

Способности – индивидуально – психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Так, никто не может сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.

Врожденными могут быть лишь анатомические. Психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки – некоторые генетические способности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно – двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).

Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных способностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какими они бывают.

В психологии принято выделить способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творчество мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.

Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми следующая информация поможет определить сферу талантов ребенка.

Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:

  • наблюдательность;
  • разносторонняя любознательность;
  • исключительная память;
  • легкая обучаемость;
  • широкий кругозор;
  • умение хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:

  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.

Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:

  • проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
  • демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • выполнение простейших операций сложения и вычитания без особых усилий;
  • умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.

Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:

  • внимание к предметам и явлениям;
  • проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
  • частые вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявление большого интереса к естественно – научным опытам и экспериментам.

Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.

Если у ребенка творческое мышление, т.е. он имеет склонности к творчеству, то он:

  • чрезвычайно пытлив и любознателен;
  • способен не отвлекаясь заниматься интересующем его делом, работой;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей;
  • часто делает все по — своему (независим);
  • проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;
  • продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения. Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их  сверстников  воображение.  Такие ребята часто думают по   –  другому, являются оригинальными и творческими личностями.

Сфера        художественной деятельности      подразумевает способности   к изобразительной деятельности и / или к музыке.

В первом случае для ребенка характерны:

  • проявление очень большого интереса к визуальной информации;
  • проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
  • осознанное построение композиции картин или рисунков;
  • отменные композиция, конструкция и цвет работ.

Способный к музыке ребенок:

  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.

Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:

  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе4
  • имеет тенденцию руководить играми и ли занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
  • Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Талант может проявляться в двигательной сфере. В этом случае ребенок:

  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание)
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • обладает исключительной для своего возраста физической силой,
  • демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.

Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по – разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов.

90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Ребенок начинает делать то, что ему нравится, но если взрослые отнесутся к его увлечениям с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.

Поощрение, внимание к тому, что делает ребенок, поддержка близкого окружения – вот то, что обязательно позволит его способностям развиваться и расти!