Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо»

Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо»

(о моральном воспитании ребенка)

Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости

детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он

выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а

то вырастет безынициативным».

В. А. Сухомлинский пишет, что «дети живут своими представлениями о

добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои

критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Чтобы не оказаться в

глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя,

видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в

комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом,

можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно

вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или

гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один.

Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а

показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью,

с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих

людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое,

целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел

сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось

играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя

бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.

Правы ли они? Напомним, что говорил по этому поводу А. С. Макаренко:

«Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей,

ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 —

8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем

меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше

он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его

природная активность, стремления к деятельности были неуправляемы. Ведь

иначе они могут проявляться в уродливых формах – в дурном поведении,

неразумных, а то и безнравственных поступках. И ещѐ одна мысль, высказанная

в этой же связи А.С. Макаренко: «у детей необходимо воспитывать привычку

выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только делает

лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск

нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской

энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на

капризы, упрямство, своеволие и пр.». Высказанные замечательным русским

педагогом советы устремлены в будущее ребёнка, ведь послушание – первая

ступень дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к

жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё «я»

родительскому требованию. «Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка,

настоять, мы уступаем, — сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя —

упрямый, значит волевой.» Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля

и настойчивость,- глубокое заблуждение. А. С. Макаренко писал: «Воля – это не

только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя

отказаться от чего–то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его

удовлетворение, а это и желание и отказ одновременно».

Детское упрямство – признак слабой воли, неумения преодолеть своё

желание, мобилизовать себя. Упрямство присуще избалованным детям, не

умеющим считаться с родительским словом. В этой связи Е. А. Аркин,

известный врач и педагог, указывал: «Корень упрямства лежит очень часто не в

ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых». Упрямство – проявление

отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может

перерасти в негативизм – крайнюю степень упрямства, когда ребёнок

сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен на

того, кто балует ребёнка. Именно те родители, которые чрезмерно уступчивы и

щедры в своём потворстве (поощрять, содействовать, не препятствовать чему- либо

предосудительному, непозволительному) ребёнку, увы, не имеют авторитета в его глазах.

Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие требовательности к

растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное.

«Можно», «нельзя», «надо» — три первоначальных нравственных

понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются

родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру

взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, —

именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и

воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным

воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.

В.А. Сухомлинский говорил: «Человеческая жизнь начинается с того

момента, когда ребёнок делает не то, что хочется, а то, что надо делать

во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие

долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него,

тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребёнок».

…Вы и ваш ребёнок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним

основаны на разумной требовательности, такой требовательности, которая не

подавляет, а направляет, не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх?

Присмотритесь, каким растёт ваш сын или дочь, и одновременно обратите

взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идёте на

уступки ребёнку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения?

Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие «можно» или и другие,

требующие от него волевого напряжения — «нельзя» и «надо»?

Следует помнить, что все дети независимо от их индивидуально- психологических особенностей развития нуждаются в целенаправленном

влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы

для формирования определенных черт характера ребенка. В дошкольном

возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные чувства,

нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность.

Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями

важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности,

изменяя при этом их нежелательные проявления.