Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо»
(о моральном воспитании ребенка)
Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости
детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он
выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а
то вырастет безынициативным».
В. А. Сухомлинский пишет, что «дети живут своими представлениями о
добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои
критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Чтобы не оказаться в
глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя,
видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в
комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом,
можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно
вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или
гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один.
Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а
показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью,
с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих
людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое,
целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел
сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось
играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя
бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.
Правы ли они? Напомним, что говорил по этому поводу А. С. Макаренко:
«Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей,
ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 —
8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем
меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше
он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его
природная активность, стремления к деятельности были неуправляемы. Ведь
иначе они могут проявляться в уродливых формах – в дурном поведении,
неразумных, а то и безнравственных поступках. И ещѐ одна мысль, высказанная
в этой же связи А.С. Макаренко: «у детей необходимо воспитывать привычку
выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только делает
лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск
нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской
энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на
капризы, упрямство, своеволие и пр.». Высказанные замечательным русским
педагогом советы устремлены в будущее ребёнка, ведь послушание – первая
ступень дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к
жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё «я»
родительскому требованию. «Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка,
настоять, мы уступаем, — сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя —
упрямый, значит волевой.» Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля
и настойчивость,- глубокое заблуждение. А. С. Макаренко писал: «Воля – это не
только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя
отказаться от чего–то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его
удовлетворение, а это и желание и отказ одновременно».
Детское упрямство – признак слабой воли, неумения преодолеть своё
желание, мобилизовать себя. Упрямство присуще избалованным детям, не
умеющим считаться с родительским словом. В этой связи Е. А. Аркин,
известный врач и педагог, указывал: «Корень упрямства лежит очень часто не в
ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых». Упрямство – проявление
отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может
перерасти в негативизм – крайнюю степень упрямства, когда ребёнок
сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен на
того, кто балует ребёнка. Именно те родители, которые чрезмерно уступчивы и
щедры в своём потворстве (поощрять, содействовать, не препятствовать чему- либо
предосудительному, непозволительному) ребёнку, увы, не имеют авторитета в его глазах.
Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие требовательности к
растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное.
«Можно», «нельзя», «надо» — три первоначальных нравственных
понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются
родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру
взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, —
именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и
воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным
воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.
В.А. Сухомлинский говорил: «Человеческая жизнь начинается с того
момента, когда ребёнок делает не то, что хочется, а то, что надо делать
во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие
долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него,
тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребёнок».
…Вы и ваш ребёнок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним
основаны на разумной требовательности, такой требовательности, которая не
подавляет, а направляет, не отстаёт от развития ребёнка, а зовет вверх?
Присмотритесь, каким растёт ваш сын или дочь, и одновременно обратите
взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идёте на
уступки ребёнку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения?
Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие «можно» или и другие,
требующие от него волевого напряжения — «нельзя» и «надо»?
Следует помнить, что все дети независимо от их индивидуально- психологических особенностей развития нуждаются в целенаправленном
влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы
для формирования определенных черт характера ребенка. В дошкольном
возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные чувства,
нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность.
Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями
важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности,
изменяя при этом их нежелательные проявления.